Самый благоприятный возраст, когда малыш может пойти в детский сад, это между 3 и 5 годами. Хотя в ясельную группу детского сада ребёнка могут принять и раньше.
Рассмотрим несколько пунктов предварительной подготовки, от которой зависит, как быстро пройдёт адаптация Вашего малыша к новому коллективу.
Начало социализации.
Расширьте круг общения ребёнка (ходите по другим детским площадкам, в центры раннего развития, оставляйте ребёнка на время в детских комнатах и т.д.). Поощряйте его контакты с другими детьми.
Выбор детского сада.
Внимательно отнеситесь к выбору. Заранее познакомьтесь с будущими воспитателями малыша.
Что такое детский сад?
Подробно расскажите малышу о детском саде. Подчеркните преимущества пребывания в коллективе, расскажите, как весело и интересно ему будет с другими детьми.
Первое знакомство.
После прохождения врачей сводите малыша в детский сад на экскурсию (это можно совместить с подачей документов), покажите игровую комнату в группе, познакомьте с воспитателями.
Психологическая поддержка.
После посещения детского сада расспросите ребёнка о его впечатлении о садике. Скажите ребёнку, что вы им гордитесь — ведь он такой большой, что мог сам находиться в группе пока мама отдавала документы.
Домашний режим.
Приблизьте домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольном учреждении завтрак в 8.30, второй завтрак 10.30 (фрукты, сок), обед в 12.00 (для яслей), 12.15 (для детей с 3 до 7 лет), полдник в 15.15 (15.30), время для ужина 19.00. Перед сном ребёнку рекомендуется второй лёгкий ужин (стакан кефира или молока). Для большей точности согласуйте график кормления малыша с графиком кормления детского сада, куда вы планируете отдать своего ребёнка. Если ваш график кормления отличается от садовского, переводите на новый режим питания постепенно, сдвигая время кормления на 10-15 минут. Начинайте перемены в режиме питания за 2-3 месяца до того как малыш пойдёт в сад.
Также необходимо заранее наладить дневной отдых. В саду дети спят с 13.00 до 15.00. Если малыш днём раньше не спал, то ваша задача в 13.00 положить ребёнка в кровать и почитать ему книгу, поговорить с ним, включить аудиосказку, чтоб он послушал. Продолжительность отдыха увеличивайте постепенно.
Не волнуйся мама!
Ваша тревога передаётся малышу. Не показывайте своего волнения по поводу поступления ребёнка в детский сад. Не обсуждайте ваши страхи при малыше. Иначе у него изначально сформируется негативная установка на садик, как на нечто страшное и опасное для него. Для ребёнка вы всё и если он видит и слышит, что даже мама боится и нервничает, значит, малыш делает вывод, что там очень плохо и идти туда не надо.
В какое время года лучше начать посещение сада?
Самое удачное это самый конец августа и начало сентября. В этот период все группы переходят с летнего режима на свой обычный режим работы. На лето многие группы в саду объединяют, так как детей мало и у воспитателей отпуска. Из-за того, что в саду идёт ремонт, детей переводят из группы в группу. А в конце августа и в начале сентября детей в группах мало (не все вернулись из отпусков), воспитатели на местах и смогут больше уделить внимание своему новому воспитаннику.
Малыш уже в саду.
Покормите малыша завтраком дома и приведите его в сад, когда дети пойдут гулять или будут играть (заниматься в группе).
В первое время оставляйте малыша на 1-2 часа и забирайте домой перед обедом или дневным сном.
Уходя точно скажите ребёнку, что заберёте его (её), когда дети будут садиться кушать или ложиться спать.
Не опаздывайте, приходите за ребёнком в обещанное время. По желанию ребёнка можно остаться пообедать и потом уйти домой спать. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду. Если малыш очень привязан к матери и с трудом расстается с ней, то рекомендуем водить папе, бабушке, старшей сестре, брату. Но забирать малыша должна мама.
Бывает, что нам кажется, что малыш сразу пошёл без проблем в сад, но через неделю вдруг слёзы.
Надо помнить, что все дети разные и адаптируются они тоже по-разному. Если всё делать не торопясь, то через 2 месяца ваш малыш будет с радостью ходить в садик. Главное чётко определять время, когда вы заберёте малыша, пока он не привык к саду.
Что одеть?
Одежда и обувь должна быть удобной, ведь малышу придется самому раздеваться, обуваться, а для него это не так всё просто. Обратите внимание, как одеты дети в садике, поговорите с воспитателями и спросите их совет при приобретении одежды для сада, ведь воспитателям приходиться помогать своим воспитанникам одеваться и конечно они дадут вам правильный совет. Должна быть одежда для группы, физкультуры, и для улицы. Обязательно приобретите запасной комплект одежды на всякий случай.
Учите своих детей одеваться и раздеваться самостоятельно. Одевать и снимать майки, футболки, колготки, штаны, свитера, кофты, шапки. Застёгивать одежду на молнии, пуговицы. Завязывать шапки, шарфы. Одевать обувь. Застёгивать застёжки на липучках, замочках, завязывать шнурки.
Я не один.
Дайте с собой ребёнку его любимую игрушку, пусть мишка (кукла) сидят в шкафу и наблюдают за малышом. Возможно малышу разрешат её взять в группу. При наличии игрушки рядом, малышу будет более спокойно, комфортно и безопасно. Возвращаясь домой, вы сможете узнать, что видел мишка (кукла), что делал, во что и с кем играл, с кем подружился, не было ли мишке (кукле) скучно, грустно. Ребёнку трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, ему легче рассказать о том, как провёл время в саду его мишка (кукла) и что он чувствовал. С помощью такого подхода вы сможете, многое узнать и понять, как чувствует ваш малыш в новой для него атмосфере.
Союз с воспитателями.
При поступлении в группу обменяйтесь телефонами с воспитателями для дальнейшей связи (вдруг ребёнок заболел или вы задерживаетесь и т.д.) и оставьте все виды связи с вами от адреса, до различных телефонов.
Оговорите с воспитателем, кто может забирать ребёнка кроме вас.
Предупредите воспитателя о возможных аллергических реакциях на те или иные пищевые продукты, лекарства.
Расскажите воспитателю о своём ребёнке (какой он и чем любит заниматься, во что играть).
Забирая ребёнка подробно расспрашивайте воспитателя о том, как прошёл день, что делал малыш, как он себя чувствовал, какие возникли проблемы.