Режим дня – это не только поддержание физиологических особенностей детского организма в процессе его становления и развития, но и способ первичного накопления такого рода понятий, как обязательность и ответственность. Кроме того, воспринимая разумное чередование составляющих распорядка дня как основу жизнедеятельности, ребенок тем самым формирует в своем характере способность мобилизации и безболезненного переключения с одного вида занятий на другой.
Ведь переход малыша от домашнего распорядка дня к детсадовскому, а позднее к школьному режиму предполагает наличие хотя бы первичного навыка для быстрого реагирования и перестройки. А это, в свою очередь, явится залогом успешного обучения и поддержания на должном уровне здоровья ребенка.
Главными составляющими структуры режима дня дошкольника являются:
— гигиенично полноценный дневной и ночной сон;
— рациональное и своевременное питание;
— достаточная двигательная активность на свежем воздухе;
— разумное чередование необходимых образовательных или трудовых занятий с отдыхом.
Нужно отметить, что во время дневного отдыха и ночного сна силы детского организма восстанавливаются, трудоспособность и чувство восприятия окружающего мира увеличиваются. При этом нужно воспитать в малыше привычку ложиться и подыматься в одно и то же время, что будет способствовать его быстрому засыпанию. Немаловажную роль в этом играет и вечернее времяпрепровождение, которое должно быть максимально спокойным, без возбуждающих импульсов. Продолжительность же дневного сна обычно колеблется в рамках двух часов, а ночного – около одиннадцати.
И также следует учитывать, что дети дошкольного возраста должны ежедневно проводить на свежем воздухе не менее четырех часов. Такой объем прогулок укрепляющим образом действует на организм ребенка, улучшает обмен веществ, функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также обеспечивает закаливающий эффект. Лучшим периодом для этого считается время с 9 утра до полудня и с 17.00 до первых сумерек.
Образовательные занятия по развитию речи, обучению счету, рисованию, лепке, конструированию и другим познавательным процессам стоит включать в распорядок дня с ранних лет. По сложившейся методике считается, что изначально одно занятие должно занимать не более 10-15 минут, а с возрастом растягивается до получаса. Перерывы между такими уроками должны составлять не менее десяти минут, причем паузы лучше заполнять какими-либо двигательными упражнениями.
А строгое соблюдение гигиенических норм и правил во время проведения занятий обеспечит полноценное физическое развитие ребенка, предупредит появление, например, близорукости или нарушения осанки. Поэтому комнату перед началом обучения нужно проветривать и постоянно следить за достаточным ее освещением. Высота же стола и стула обязательно должны соответствовать росту ребенка.