Сценарии. Прощание с Азбукой (с Букварём)

«Прощание с Азбукой»

Автор: Максименко Ольга Николаевна

Дети под музыку песни “Первоклашка» занимают места на сцене.

Вступительное слово учителей.

Уважаемые гости! Сегодня мы прощаемся с книгой, которая была с нами всё это время – с Азбукой. Она научила первоклассников читать. Много будет потом книг прочитано, но эта останется первой.

1 первоклассник:
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник, славный праздник,
Праздник чтения.

2 первоклассник:
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.

3 первоклассник:
Мы сегодня вам расскажем,
И, конечно же, покажем,
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.

4 первоклассник:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!

5 первоклассник:
Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!

Песня «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»

Дети садятся на места, надевают буквы.

Ведущий:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.

Ведущий:
Ребята, сегодня к нам в гости пришли бывшие
первоклассники, а теперь ученики 5 класса.

1-й ученик 5 класса:
Отгадайте загадку:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это…»

Первоклассники: Звуки!

2-й ученик 5 класса:
Их мы слышим и произносим. Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать?

3-й ученик 5 класса:
Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи.

4-й ученик 5 класса:
В 2008 году нашей азбуке исполнилось 1145 лет. Наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.

4-й ученик 5 класса:
В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» — первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б . В старину эти буквы назывались аз и буки .Отсюда и пословица: Сперва аз да буки, а там и науки.

Ведущий:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все…АЛФАВИТ!

Дети строятся на сцене (каждый называет свою букву):

А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ), Д (дэ), Е, Ё — постирали мы белье,
Ж (жэ), 3 (зэ), И, Й, К (ка), Л (эль), М (эм) — кашу манную всю съем.
Н (эн), О, П (пэ), Р (эр), С (эс), Т (тэ), У — и посуду вымою.
Ф (эф), Х (ха), Ц (цэ), Ч (че), Ш (ша), и Щ (ща) – мы поймали два леща.
Ъ (твёрдый знак), Ы, Ь (мягкий знак) — не расстанутся никак.
Э, Ю, Я — буквы все — мои друзья.

6-й первоклассник:
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим ЗВУКИ!
Звуки эти разные-
Гласные, согласные.

7-й первоклассник:
Дружат гласная с согласной
Составляют вместе…СЛОГ
Ма — и- ша ,а вместе Маша
К нам явились на урок.

8 -й первоклассник:
Если слоги встанут рядом,
Получаются…СЛОВА.
Ты- и – ква , а вместе “тыква”
Со- и – ва –всего “сова”.

9-й первоклассник:
Соединили мы два слова
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ готово.
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза

10-й первоклассник:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В сказку нас с тобой ведут…

Инсценировка «Сказка о букве Я»

АВТОР:
Всем известно:
Буква «Я» в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

ДЕТИ (хором)
— Hеизвестно!
АВТОР:
— Интересно?
ДЕТИ (хором)
— Интересно!

АВТОР:
Hу, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
БУКВА Я
— Я, -сказала буква «Я», —
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду! —

АВТОР:
Говорят ей:
БУКВЫ:
— Встань на место! —
АВТОР:
Отвечает:
БУКВА Я
— Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы в сравнении со мною —
Hедоразумение!
Hедоразумение —
Hе более не менее!

АВТОР:
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.

БУКВА Ф:
— Фу-ты ну-ты! —

АВТОР:
Фыркнул Ф,от обиды покраснев.

БУКВА С:
— Срам! —

АВТОР:
Сердито С сказала.

АВТОР:
В кричит:

БУКВА В:
— Воображала!

АВТОР:
Проворчало П:

БУКВА П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

АВТОР:
Я затопала ногами:

БУКВА Я:
— Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —

АВТОР:
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:

БУКВЫ:
— Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, —
Правда, стало быть, твоя!

БУКВА Я:
— Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
АВТОР:
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, —
Hаписать она сумела
Только «Я Я Я Я Я !»
АВТОР:
Как зальется буква «X»:
БУКВА Х:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
БУКВА А:
А за голову схватилась.
Буква Б:
Б схватилась за живот…

АВТОР:
Буква Я сперва крепилась,
А потом — как заревет:
БУКВА Я:
— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!
АВТОР:
— Что ж, — решил весь алфавит, —
БУКВА А:
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
ВСЕ БУКВЫ:
Чтобы все от А до Я —
Жили, как одна семья!
***

Первоклассники исполняют стихотворение Ю. Тувима:
Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М (эм),
Г (гэ) ударилась немножко,
Ж (жэ) рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф (эф), бедняжку, так раздуло
Hе прочесть её никак!
Букву Р (эр) перевернуло
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Hе узнала никого!

Ведущий:
А теперь буквы нужна ваша помощь.
Поможем рассыпавшимся словам занять свои места в Азбуке.

(Первоклассники читают загадки)

Они стоят,они идут,
Они спешат и отстают.
Они нужны не для красы-
Диктуют время нам …
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЧАСЫ»

Опасней всех в реке она
Хитра,прожорлива,сильна.
Притом такая злюка.
Конечно,это…
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЩУКА»

Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я?-…

Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЛИНЕЙКА»

Первоклассник и первоклассница читают
стихотворение В.Д.Берестова
“Как хорошо уметь читать!”
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать.
А можно взять ВСЕ ВМЕСТЕ
И почитать!

Ученики 5 класса:
В добрый путь по дороге знаний, ребята!
Подружитесь с новой книгой! Читайте!
Растите умными и добрыми детьми!
До свидания!

Первоклассники (все вместе):
Берем мы Азбуку в последний раз
И ценной книге говорим: «Благодарим!»

Первоклассник:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.

Первоклассница:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!

Дети исполняют песню «Настоящий друг»

Детям вручаются подарки – книги.

One comment

  1. спасибо за сценарии,очень удобно,но как скачивать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *