«В стране занимательных уроков»для учащихся 5—7-х классов
автор Горячева Л. Н.
сценарий увлекательного урока, посвященного различным школьным предметам к Дню Знаний
Действующие лица
Учитель
Математика — в костюме с изображением различных цифр и математических знаков
История — в костюме с изображением различных веков, обозначенных римскими цифрами
Литература — в костюме с изображением фамилий различных писателей
Русский язык — в костюме с изображением частей слова, слогов
Мальчик
Филиппок — в одежде на вырост
Мальвина
Буратино
Волька
Девочка
УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в Страну знаний. Это удивительная страна, в которой уживаются вместе такие науки, как Математика, История, Русский язык, Литература.
(Выходят Математика, История, Русский язык и Литература.)
Сегодня перед вами четыре Науки, я думаю, вы уже догадались, какие. С этими Науками вы встречаетесь не только в школе, но и в библиотеке. А как вы думаете, какая из них важней всего?
(Ребята отвечают.)
УЧИТЕЛЬ (обращаясь к Наукам): Уважаемые Науки, а вы сами как думаете?
МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ИСТОРИЯ и ЛИТЕРАТУРА (наперебой): Конечно, я! Разумеется, я! Нет-нет, это я!
УЧИТЕЛЬ: Тише, уважаемые Науки. Ведите себя цивилизованно. Я предлагаю вам выступить перед ребятами, продемонстрировав свои достоинства, а они сами решат, кто из вас важнее. Согласны?
МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ИСТОРИЯ и ЛИТЕРАТУРА (вместе): Согласны!
УЧИТЕЛЬ: Появившись на свет, человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать окружающих его людей. Человек познает мир через интересные игры, любимые сказки, красивые иллюстрации. Но наступает день, когда он приходит в школу, где познает мир через науки с помощью учителей.
Уважаемые Науки, а что вы можете рассказать об учении?
(История поднимает руку.)
Прошу вас, владычица веков.
ИСТОРИЯ: Каждый человек должен знать историю своего края, города — ведь это часть истории всей страны.
Люди издавна познавали окружающий мир, накапливали знания и передавали их потомкам. Традиции и навыки сохранялись благодаря устной речи и письменности. Если бы человечество не интересовалось историей, не изучало знания своих предков, то развитие бы остановилось. Каждое последующее поколение старается не повторять тех ошибок, которые совершали их предки. И все благодаря истории.
Мир дал нам много известных личностей, попавших на страницы истории.
Назовите хотя бы некоторых из них.
(Ребята отвечают.)
Я вижу, историю вы изучаете. Молодцы, ребята!
УЧИТЕЛЬ: Ну что ж, не будем спешить с выводами. Теперь послушаем Литературу.
ЛИТЕРАТУРА: Я помогаю людям находить ответы на волнующие их вопросы и узнавать о быте и отношениях людей различных эпох.
А сейчас, ребята, вас ждет интересное задание. Перед вами будут разыграны три сценки по отрывкам из известных произведений. Вы должны угадать, что это за произведения.
Сценка 1
(За столом сидит Учитель; напротив него, на лавке сидит Мальчик. Раздается стук в дверь. Заходит Филиппок.)
УЧИТЕЛЬ: Да кто ты? (Филиппок молчит.)
Или ты немой?
МАЛЬЧИК: Это Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.
УЧИТЕЛЬ: Ну, садись на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она пускала тебя в школу.
(Филиппок садится рядом с Мальчиком.)
Ну-ка, сложи свое имя.
ФИЛИППОК: Хве и хви, ло и ли, пе-ок — пок.
УЧИТЕЛЬ: Молодец, кто ж тебя учил писать?
ФИЛИППОК: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!
УЧИТЕЛЬ: Ты погоди хвалиться, а поучись.
Ответ: «Филиппок» Л. Н. Толстого.
Сценка 2
(За столом сидит Мальвина; напротив нее, на лавке сидит Буратино.)
МАЛЬВИНА: Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
БУРАТИНО: Неправда. Ни одного.
МАЛЬВИНА: Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
БУРАТИНО: Два.
МАЛЬВИНА: Почему?
БУРАТИНО: Я же не отдам этому Некту яблоко, хоть он дерись!
Ответ: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. И. Толстого.
Сценка 3
(За столом сидит Учитель; рядом с ним стоит Волька с экзаменационным билетом в руке.)
УЧИТЕЛЬ: Ну, успокойся, вытри слезы, не нервничай. Можешь ты для начала рассказать о горизонте?
ВОЛЬКА: О горизонте? Это очень просто… Горизонтом, о высокочтимый Учитель, называется та грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
УЧИТЕЛЬ: Час от часу не легче! Как прикажешь понимать твои слова насчет хрустального купола небес: в буквальном или переносном смысле?
ВОЛЬКА: В буквальном, о высокочтимый мой Учитель!
Ответ: «Старик Хоттабыч» Л. И. Логина.
ЛИТЕРАТУРА: Молодцы! А теперь я уступаю место Русскому языку.
РУССКИЙ ЯЗЫК: Здравствуйте, ребята! Значение русского языка, скажу я вам, очень велико. Только представьте: как бы мы общались, если бы его не было? Русский язык подарил миру множество интересных слов, таких, как «любовь», «Россия» и т. д. С моей помощью вы можете обозначить любое понятие, написать любое произведение.
Сейчас я буду зачитывать высказывания различных русских писателей и поэтов, а вы угадайте, кому они принадлежат.
• «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками…» (И. С. Тургенев.)
• «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн.)
• «Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Мы гордым и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!»
(А. А. Ахматова.)
• «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь». (К. Г. Паустовский.)
(Ребята по очереди отвечают.)
УЧИТЕЛЬ: Вот и Русский язык закончил свое выступление. Теперь осталось выслушать Математику.
МАТЕМАТИКА: История много говорила вам о прошлом, а мы с вами совершим экскурсию в будущее.
УЧИТЕЛЬ: Очень интересно. Это научная фантастика?
МАТЕМАТИКА: Нет, всего лишь урок математики. Ведь за мною — будущее. Благодаря мне люди могут вести подсчеты, изобретать новую технику. Да и техника, например компьютеры, работает с моей помощью.
Кстати, где мои ученики?
(Выходят Мальчик и Девочка.)
Решите задачу. В первом классе я получила две двойки, во втором — на две больше, в третьем — вдвое больше, а в каждом следующем классе — также вдвое больше.
Сколько двоек я получу в одиннадцатом классе?
МАЛЬЧИК: Ни одной.
МАТЕМАТИКА: Это почему?
МАЛЬЧИК: С таким количеством двоек вас уже давно бы отчислили.
МАТЕМАТИКА: Молодец!
ДЕВОЧКА: А попробуйте решить такую задачу. Мы с моим другом идем в школу. У меня в портфеле пять книг, а у него — на две меньше. Сколько книг у моего друга?
МАТЕМАТИКА: Здесь нет ничего сложного. Конечно же, три.
ДЕВОЧКА: А вот и нет! Мой друг — настоящий джентльмен; он несет и мой портфель тоже. Поэтому у него восемь книг.
МАТЕМАТИКА: Забавно, правда, ребята?
УЧИТЕЛЬ: Ну, вот Науки и рассказали о себе. Но и это еще не все. Теперь они немного вас развлекут и проверят, что еще вы знаете. Русский язык, прошу!
РУССКИЙ ЯЗЫК: С удоволь ствием! Сначала я расскажу вам несколько смешных историй, происходивших на уроках русского языка. И помогут мне в этом два ассистента. (Выходят Мальчик и Девочка.)
(Мальчику): Поставь ударение в слове «девочка».
МАЛЬЧИК: Я не могу, девочек ударять нельзя.
РУССКИЙ ЯЗЫК (Девочке): Проспрягай, пожалуйста, глагол «идти».
ДЕВОЧКА: Я иду, ты идешь…
РУССКИЙ ЯЗЫК: Побыстрее!
ДЕВОЧКА: Я бегу, ты бежишь.
(Девочка и Мальчик уходят.)
РУССКИЙ ЯЗЫК: А теперь, ребята, ответьте на мои вопросы.
Вопросы
1. На какой слог падает ударение в слове «квартал»? (На второй.)
2. Как правильно произносить: «звонишь» или «звонишь»? (Звонишь.)
3. Поставьте слово «договор» в форму множественного числа именительного падежа. (Договоры.)
4. Как называется раздел русского языка, изучающий значение слов? (Лексика.)
5. Назовите сказуемое в предложении: «Папа — слесарь». (Слесарь.)
6. Как называется раздел русского языка, изучающий части слова? (Морфология.)
(Ребята по очереди отвечают.)
УЧИТЕЛЬ: А теперь послушаем Литературу.
ЛИТЕРАТУРА: Я предлагаю вам игру-викторину. Попробуйте вспомнить книги, названия которых связаны с учебным процессом, школой.
(Ребята отвечают.)
Молодцы, ребята! А сейчас слово — Математике.
МАТЕМАТИКА: Я предлагаю вам решить две задачи с нестандартным решением.
Первая задача: в каком месяце двадцать восемь дней? (В любом.)
(Ребята отвечают.)
В автобусе ехали пятьдесят человек, на остановке семь человек вышли, трое вошли, на следующей — вышел один, а вошли четыре, на следующей — вышли пять, вошли восемь, на следующей — вышли пятнадцать, вошли два. Сколько остановок сделал автобус? (Четыре.)
(Ребята отвечают.)
УЧИТЕЛЬ: А теперь послушаем Историю.
ИСТОРИЯ: Мне известны самые различные профессии. Многие из них устарели, некоторые появились недавно. Назовите известные вам профессии.
(Ребята отвечают.)
УЧИТЕЛЬ: Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вы все согласитесь с моим мнением, что все науки важны. Ведь история учит нас понимать пройденный путь, литература — понимать окружающий мир, математика — точно мыслить, развивать логику, а русский язык — общаться друг с другом.