«Не совместимы дети и война»
Звучит музыка. Выходят ведущие праздника.
1 ведущий –
Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы — память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
2 ведущий – Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.
3 ведущий — Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
4 ведущий — Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.
Звучит фонограмма песни «Утомленное солнцем», выходят3 чтеца, у них в руках зажженные свечи.
1 чтец —
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
1 ведущий — Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
2 чтец —
Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час – ВЗРЫВ!
Что солнце погасил в кромешном гуле,
И сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днем, взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью.
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Звучит фонограмма взрывов, затем первый куплет песни «Священная война».
3 ведущий — Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен».
4 ведущий — Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за их деревню.
1 ведущий — Дети и война… Для кого-то — это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.
Звучит музыка . Выходят ученики, играющие беспризорников. Садятся вкруг, играют в карты.
Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!
Миша — Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками вместе со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен кроет?
Жора — Все, надоело мне играть.
Миша — Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень… есть охота, а ребят еще нет.
Заика — Д-да-а-й и мне к-курнуть.
Миша — Мал еще, подрасти маленько.
Жора — Тише, ребята, Васек идет.
Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.
Вася — Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята, что сегодня сделали?
Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.
Вася — Снова ты, Жорка, украл у какой-нибудь зазевавшейся бабульки?
Жора — Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер…Эх ты…
Миша — А я во… что в карты выиграл! Показывает веревку с баранками.
Вася — Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.
Миша — Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и дров наколол.
Вася — Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?
Заика — У-у м-меня т-только э-э-то. Я за г-городом от-ткоп-пал. Показывает несколько картофелин.
Вася — Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты, Хромой?
Хромой — А у меня только одна луковица и две картошки.
Вася — Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо. Не в голосе был что ли?
Хромой — Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.
Вася — Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?
Поэт — А я не смог ни чего принести.
Миша — Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал? Да?
Жора — Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый?
Хромой — Он нас своими стихами кормить будет.
Миша — Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью.
Вася — Ладно, ребята, оставьте… Завтра покрутится, больше принесет. Правда, Поэт?
Поэт – (бурчит) Завтра видно будет.
Василий — Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях, а остальное сейчас съедим.
Поэт — Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим. Не пропадем авось.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Осенний черный ветер.
А обувь мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, земелька холодна,
Аж руки онемели.
Мечты о мире, словно сны,
Витают, согревая,
И на мгновенье – нет войны,
А только жизнь простая.
Жора — Точно, Поэт, о нас все написал!
Миша — Ага! Хорошее стихотворенье!
Вася — Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас. Правда, ребята?
Дети — Ага, точно, да, про нас, хороши…
Вася — Ладно, босяки, пошли спать.
Звучит музыка. Дети уходят, выходят чтецы со свечками.
1 чтец —
Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить — нет мочи! –
Беспризорных детей число,
Чьи жизни в те черные ночи,
В те страшные дни унесло.
2 чтец —
Фашизм…
Что с них спросишь, боже мой?
Что им дети?
Что им мать обезумевшая?
Что им
Наши села с бабьим воем?
Что им грады? Что им веси?
Сколько ж злобной надо спеси,
Чтоб детей швырять в огонь?
Звучит музыка, дети ставят свечи на возвышение и уходят.
2 ведущий – Фашизм… Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.
3 ведущий – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.
4 ведущий – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.
Звучит музыка, выходят 4 чтеца со свечами в руках.
1 чтец —
В цветной бумажке розовое мыло,
Ты пахнешь чем-то очень дорогим,
Ты пахнешь чем-то несказанно милым,
Но чем же? Память, память, помоги!
Чуть уловимый запах земляники,
Едва заметный – ржи и васильков.
И аромат лесных тропинок диких,
И душный мед нескошенных лугов,
И вместе все… Когда такое было?
Но память вновь меня не подвела:
Ты пахнешь детством, розовое мыло!
Как позабыть об этом я могла?
2 чтец —
…Была война. Дымы больших пожаров
Не залетали в нашу глухомань,
Но как-то в сельсовет пришел подарок
С короткой странной надписью: «Для бань».
Я материнских глаз не позабыла,
Они светились, радовались так,
Как будто дали ей не кубик мыла,
А самородок золота с кулак.
Намытое давно скрипело тело,
Уж мать в предбанник выносила таз,
Но открывать я долго не хотела
Захлопнутых от мыльной пены глаз.
Тогда впервые за четыре года
Мне снова пахло теплым молоком,
И белым хлебом, и тягучим медом,
И васильками, и – живым отцом…
1 ведущий – Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.
2 ведущий – Что могло быть прекраснее новогодней елки или весточки с фронта…
3 чтец —
Назло Освенциму, осколкам,
Назло войне
Полуобугленная елка в моем окне.
3 ведущий – С обгоревшими веточками, ее вывезли из какого-то расстрелянного леса, эвакуировали в тыл, в мое новогоднее счастье.
3 чтец —
Моя первая цвета хаки елочка.
Переломленные ветки перевязывали бинтом.
Забинтованная елка.
Забинтованные солдаты цвета елки за окном.
Ростом с меня, как она прямо стояла!
Как важно было быть прямой,
Как важно было елке выстоять,
Всей хвойною своей судьбой
Срастись с усталою страной
И как страна – в бинтах – но выстоять!
4 ведущий – В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи для фронтовиков, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы.
3 чтец —
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а в прочем все равно,
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.
1 ведущий – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
2 ведущий – У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.
3 ведущий – Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи…
4 ведущий – 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.
1 ведущий – Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья… Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
2 ведущий – Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать … 32 года!
3 ведущий – 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
4 ведущий – 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!
1 ведущий – Почтим память павших Минутой молчания.
Звучит метроном. После минуты молчания звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.
— я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
— Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
— Пусть вкинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Все –
Если мы войну забудем,
Вновь придет война!!!
Продолжает звучать фонограмма песни «День Победы».
автор Багомедова Н.Н.
Огромное спасибо автору сценария! Материал замечательный! Обязательно проведу в классе это мероприятие. Надо, чтобы наши дети не забывали о тех , кто перенес тяготы войны.
Спасибо автору, то что нужно. Но я немного переделаю «под себя». Мне нужно рассказать ребятам про начало 2 мировой и окончании.
Спасибо огромное за труд. Возьму за основу и проведу у себя.
Спасибо вам большое, сейчас при подготовке мероприятия очень пригодится.
Замечательный материал! Скажите пожалуйста, а где я могу найти Ваши слайды?