Поступление в школу — примерные варианты заданий вступительного испытания часть 1

Поступление в школу

Тесты на проверку внимания

Задание. «Найди отличия». Ребенку показывают две картинки.
Наиболее удобен тот вариант, когда на картинках «спрятались» десять отличий. Если ребенок нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если ему удалось выявить 6-8, это тоже неплохо, но его наблюдательность все еще нужно развивать. Если он нашел только 5 отличий, значит, у него еще недостаточно развито внимание, а упражнения на развитие наблюдательности должны стать ежедневным занятием.

Задание. Упражнения, требующие наглядно определить сходства и различия, могут быть построены и на сериях элементарных картинок, содержащих два, три или более маленьких рисунков. Вы можете использовать схематические изображения предметов и животных, содержащие одинаковые и разные элементы, например домики, зонтики, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом или цветом. Эти задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков в серии и сложности задаваемых вопросов.

Задание. Для проверки речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более буквами.

При выполнении таких заданий дают понять ребенку, что сравнению подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. На сравнение могут предложить такие слова, как:
— кот и кит (отличаются одной буквой (о-и));
— каша и киса (отличаются двумя буквами (а-и, ш-с));
— пенал и пенальчик (второе слово длиннее),
— собака и собачка (первое слово короче);
— кошка, книга, крыса (во всех словах по 5 букв, общие буквы: к, а) и т. п.

Задание. Тест на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, отвечают — делай так, как ты понял. Если ребенок справился с первым заданием, постепенно усложняют задания. Штриховка или закраска может включать не один цвет, а два и более

Задание. Для проверки уровня слуховых способностей
Просят ребёнка различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
При этом может на столе лежать подсказка картинка, но чаше ребёнок сам должен услышать и объяснить эти слова.
Просят повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Задание. Для сравнения могут быть также предложены понятия, которыми обозначаются предъявляемые слова. Например, ребенку предлагается рассказать, что общего и чем отличаются слова «самолет» и «стрекоза»; «елка» и «ежик»; «повар» и «врач»; «лисица» и «кошка»; «ворона» и «синица» и т. д.

Задание. Дети должны также быть знакомы с элементарными понятиями и уметь объяснить сходства и различия, причем комиссии нужно дать довольно развернутый ответ. Так, на собеседовании вашего ребенка могут, например, попросить рассказать, чем отличаются друг от друга лето и зима, осень и весна, вилка и ножик, стул и стол, карандаш и ручка и т. п.

Задание. Другим вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать выполнение такого упражнения, как «отвернись и назови». На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, могут убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.

Другой вариант этой проверки. Ребёнку предлагают посмотреть на картинку, на которой изображены разные предметы и запомнить их. Затем убирают это изображение и просят вспомнить, что было нарисовано там.

Задание. Тест на развитие наблюдательности
«Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы — часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик

Задание. Задания, когда ребенку предлагается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будет задан вопрос. На картинке может быть изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые разнообразные, например «Куда идут герои?», «Мимо чьего домика им нужно пройти, чтобы достичь места назначения?», «Кого они встретят на своем пути?» и т. д. Могут меняться варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.

Задания, проверяющие уровень развития мышления

Задание. «Как это можно использовать?»
Предлагают ребенку найти как можно больше вариантов использования, какого либо предмета. Например, называют слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать — писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Задание. Примерные задания при проверке логического мышления могут быть такого плана, как назвать одним словом:
— белку, ежа, медведя;
— январь, июль, июнь.

Задание. При проверке насколько у малыша развиты способности к логическому мышлению, к синтезу и анализу используют следующие задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Контроль может проводиться как с использованием наглядного материала, так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа картинок, содержащая определенное количество изображений, например четыре. Перед началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии — лишняя.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):
— дуб, ель, тюльпан, береза;
— кастрюля, сковородка, вилка, таз;
— тигр, кот, слон, жираф;
помидор, яблоко, груша, слива;
— автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;
— туфли, носки, сапоги, ботинки;
— продавец, кондуктор, мальчик, врач и т. п.

У ребенка спрашивают, какое изображение в этом ряду лишнее. После того как малыш сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся слова. Но лучшим ответом считается, если ребенок аргументирует свой выбор сразу без наводящих вопросов.

Задание. Более сложным вариантом задания будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип тот же, например, называют ряд названий домашних животных, среди которых «затесалось» одно дикое, или названия овощей с одним фруктом.

Задание. Еще более усложняется задание, когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками. Здесь уже проверяется не только мышление ребенка, но и его словарный запас, умение строить синонимичные ряды и находить антонимы, например:
— старый, маленький, поношенный, дряхлый;
— храбрый, бесстрашный, решительный, добрый;
красивый, большой, огромный, гигантский;
— веселый, смешной, забавный, кислый;
— сладкий, соленый, горький, маленький;
медленный, быстрый, стремительный, молниеносный и т. п.

Ребенок должен при объяснении выделить лишнее слово и аргументировано доказать свой выбор.

Задание. Другой вариант задания на определение закономерностей — нахождение недостающего элемента в серии картинок. Ребенку может быть предъявлено восемь картинок (три ряда по три картинки, а в одном ряду картинка отсутствует). Изображения могут быть совершенно разные, это могут быть схожие предметы или рисунки, несколько отличающиеся между собой, или различные геометрические фигуры, картинки, основанные на разнице в количестве элементов, в направлении рисунка и т. д. Ребенку предлагается догадаться, что в одной серии изображений не хватает одного элемента, а затем вставить этот недостающий элемент.

Более легким вариантом этого задания будет такой, при котором ребенку показываются возможные варианты ответа, из которых следует выбрать правильный.

Задание. Значительно сложнее, когда малышу самому нужно вставить недостающий элемент, например, нарисовав его в пустой клеточке. Могут еще больше усложнить задание, увеличив количество серий, количество картинок в серии или количество недостающих элементов.

Задание. Еще одно упражнение, выявляющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению, — «собери картинку». Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде. Из имеющихся элементов он должен собрать законченный рисунок. Проще всего, когда элементы рисунка одинаковые и имеют правильную форму. Значительно сложнее, когда они разрезаны произвольно. При выполнении задания следует учитывать правильность и скорость. Чем скорее ребенок соберет картинку, тем лучше.

Продолжение заданий 2 часть тут

Автор статьи: Субботина Светлана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *