Обучение чистоте и гигиене имеет множество этапов. Вначале ребенок не понимает сигналы тела. Его внимание направляется на складки на животе. Следующий этап — это сознательно какать (еще чаще в подгузник). Ребенок уходит в угол, прячется за шкафом, ищет тихого и удобного места. Потом ребенок сообщает другим, что только что произошло или, что именно он делает.
Эти последовательные достижения, зависят от темпов развития ребенка. Их невозможно перепрыгнуть или ускорить.
Теперь еще один важный процесс — обучение. Ребенок при поддержке родителей учится ходить в туалет в определенных местах. Но с того момента, когда родителям удается «поймать лепешки в горшок» в первый раз, до самостоятельного пользования туалетом еще долгий путь. Предполагается, что процесс контроля кишечника у большинства детей заканчивается в возрасте 4 лет.
Читаемые сигналы
В процессе продвижения и обучения ребенка полезным является знание сигналов, объявляющих дефекации (ребенок начинает визжать или наоборот — застывает). Обычно он идет в определенное место. Определить вероятное время суток, когда чаще всего это происходит (после завтрака, после обеда) бывает очень сложно. Тогда взрослый может помочь ребенку снять одежду, пеленки, сесть на горшок или унитаз.
Важно также «положить руки ребенку» — что означает возможность посмотреть, может быть, даже касания, и, прежде всего, признание того, что какать это обычное дело. У родителя должна быть уверенность, что ребенок будет следовать за сигналами тела. Вашей задачей является сопровождение ребенка в изучении распознавания этих сигналов.
В спокойной обстановке
Для начала важно определить, на какой стадии навыки ребенка. Если он созревает еще до изучения, необходимо набраться терпения. Этот процесс имеет свой ритм, и мы не имеем на него влияния.
С этим связан выбор хорошего момента для обучения — хорошего и в плане ожидания ребенка, и с точки зрения родителей. Например, летом легче – это не подвергает ребенка простуде, а одежда сохнет быстрее. Хороший момент, когда взрослые имеют больше свободного времени и могут сопровождать ребенка.
Большое значение имеет ваше отношение. Сохранять спокойствие, терпение и быть сильным всегда помогает ребенку в обучении. Если кто-то из родителей переживает, как ребенок учится (или не учится), лучше, чтобы второй родитель взял на себя сопровождение ребенка в основных моментах, он может, например, водить ребенка в туалет.
Борьба за трон
Ребенок чувствует, какие огромные эмоции бывают у взрослых, когда он хорошо что-то делает, как это важно, когда какают, и как все вокруг него прыгают, когда он это делает. Это огромная власть и нее нелегко отказаться.
Ребенок не научится ходить в туалет (даже при очень поддерживающей помощи взрослого), если не будет на это готов.
Шаг за шагом
Нужно быть готовым к тому, что будет много стирки и переодеваний, вы должны купить больше трусов, больше порошка, а иногда выход будет занимать больше времени. Это нормально.
Вы заметили, что ребенок «готовится» делать кучу? Отлично! Вы можете использовать это, в нужное время, заводя его на горшок (или унитаз) и помогая ему сесть на него без пеленки.
Полезна также поддержка самостоятельности ребенка в этой области, например, позволить, чтобы он сам подтирал попу, снял грязные трусики и прополоскал их в воде, а потом выкинул в ведро или стиральную машину. Роль взрослого — поддерживать ребенка и помогать, а не попрекать его.