Сценарии. Великая Отечественная Война

Как хорошо на свете без войны!

автор Хомская И.

Патриотический вечер для учащихся 7— 11-х классов
Оформление:
На сцене плакат с изображением Вечного огня, иллюстрации художников на тему Великой Отечественной войны, портреты поэтов.
Понадобятся:
• черный хлеб — 125 г.
А также аудиозаписи песен:
• «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
• «В землянке» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова);
• «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
• «Девчата военной поры» (муз. Н. Лысенко, сл. А. Ванеева);
• «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина);
• мелодии «Новороссийские куранты» Д. Шостаковича.

Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Чтецы (1) и (2)
(Звучит песня «Эх, дороги».)

ЧТЕЦ (1):
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А. Твардовский. Василий Теркин: О войне

ВЕДУЩИЙ (1): В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни можно часто слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать о тех, кто погиб, защищая Родину? Давайте сегодня обратимся к фронтовой лирике, снова вместе с писателями и поэтами вспомним о тех, кто сражался во имя победы.

В стихах военного времени слышится крик, но не одного поэта, а всего народа. В то время все было общим — страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь страны.

ВЕДУЩИЙ (2): А каково значение этих стихов в наше, мирное время? Особое значение поэзии заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, примеряем на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне — школа мужества. Война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это испытание силы духа, нравственности, совести.

ВЕДУЩИЙ (1): Когда вспыхнула Великая Отечественная война, муза надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. В этот решительный момент ее задача состояла в том, чтобы приложить все силы для победы над врагом. Поэты сражались и с винтовкой в руках, и острым писательским пером. Не многим удалось дожить до счастливого Дня Победы.

(Звучит мелодия Д. Шостаковича «Новороссийские куранты».)

ВЕДУЩИЙ (2): Фронт был всюду: в далеком тылу и на передовой. Воевали и мужчины, и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Что пережили они?

ЧТЕЦ (2):
Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?
Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.
Как солдатам вы нужны бывали —
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали,
Лишь коснется девичья рука.
Все перенесли, перестрадали вы,
Женщины с военными медалями.
Где он, юный, синеглазый, милый —
Та любовь, та первая весна?
Сколько их, таких, безумной силой
Растоптала и сожгла война!
Вы глаза одним закрыли сами,
Не простясь, оплакали других.
Письма с полевыми адресами
И сегодня ждете вы от них…
Где та юность, за какими далями,
Женщины с военными медалями?
А. Ванеев.Женщины с военными медалями

ВЕДУЩИЙ (1): Глубоко запала в душу поэта А. Ванеева трагедия Великой Отечественной войны. Он сам помнил многое из того, о чем писал в стихах. Неслучайно в одном из стихотворений он обронил:
Несладким наше детство было,
И память детская горька.

Эта детская память рождает у поэта строки воспоминаний о женщинах, или, как он ласково называет их — «девчатах», в годы войны. На его стихи композитор Николай Лысенко написал музыку, и родилась песня «Девчата военной поры».

(Звучит песня «Девчата военной поры».)

ВЕДУЩИЙ (2): Можно ли было победить народ, женщины которого в самый трудный час тащили с поля боя и своего и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, женщины которого делились с врагом последним куском хлеба, жалели и понимали вражеских солдат, как собственных детей? Нет, тысячу раз нет!

ЧТЕЦ (1):
Утром фрицу на фронт уезжать,
И носки ему бабка связала,
Ну совсем как немецкая мать,
И хорошее что-то сказала.
Неужели старуха права
И его принимает за сына!
Он-то знал, что старуха — вдова…
И сыны полегли до едина. —
На, возьми! — ее голос пропел.—
Скоро будут большие морозы! —
Взял носки, ей в глаза поглядел
И сдержал непонятные слезы.
Его ужас три года трепал.
Позабыл он большие морозы.
Только бабку порой вспоминал
И ее непонятные слезы.
Ю. Кузнецов. Русская бабка

ВЕДУЩИЙ (1): Солдатские матери… Это они воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Это они выхаживали их в госпиталях, не жалея ни сил, ни сна. В годы войны поэт Вероника Тушнова работала врачом в госпитале, а по ночам, когда удавалось, писала стихи. Ее так и называли — «доктор с тетрадкой». В одно из таких ночных дежурств и родилось это стихотворение.

ЧТЕЦ (2):
Года прошли,
А помню, как теперь,
Фанерой заколоченную дверь,
Написанную мелом цифру «шесть»,
Светильника замасленную жесть,
Колышет пламя снежная струя,
Солдат в бреду…
И возле койки — я.
И рядом смерть.
Мне трудно вспоминать,
Но не могу не вспоминать о нем…
В Москве, на Бронной, у солдата — мать.
Я знаю их шестиэтажный дом,
Московский дом…
На кухне примуса,
Похожий на ущелье коридор,
Горластый репродуктор,
Вечный спор
На лестнице… ребячьи голоса…
Вбегал он, раскрасневшийся, в снегу,
Пальто расстегивая на бегу,
Бросал на стол с размаху связку книг —
Вернувшийся из школы ученик.
Вот он лежит: не мальчик, а солдат,
Какие тени темные у скул,
Как будто умер он, а не уснул,
Московский школьник… раненый солдат.
Он жить не будет.
Так сказал хирург.
Но нам нельзя не верить в чудеса,
И я отогреваю пальцы рук…
Минута… десять… двадцать… полчаса…
Снимаю одеяло, — как легка
Исколотая шприцами рука.
За эту ночь уже который раз
Я жизнь держу на острие иглы.
Колючий иней выбелил углы,
Часы внизу отбили пятый час…
О, как мне ненавистен с той поры
Холодноватый запах камфары!
Со впалых щек сбегает синева,
Он говорит невнятные слова,
Срывает марлю в спекшейся крови…
Вот так. Еще. Не уступай! Живи! …
Он умер к утру, твой хороший сын,
Твоя надежда и твоя любовь…
Зазолотилась под лучом косым
Суровая мальчишеская бровь,
И я таким увидела его,
Каким он был на Киевском, когда
В последний раз,
Печальна и горда,
Ты обняла ребенка своего.
В. Тушнова. Мать

ВЕДУЩИЙ (2): Война и любовь. На первый взгляд эти два слова несовместимы. Но жизнь вносит свои поправки. Пройдут года, и тема верности и любви с новой силой зазвучит в стихах и песнях о Великой Отечественной, написанных уже в послевоенное время. Песня на войне. Песня во время войны. Песня в мирное время. Для каждого человека она свое мерило. Мерило добра и совести, чуткости и внимания, печали и памяти.

ВЕДУЩИЙ (1): Уважаемые гости, мы предлагаем вам послушать песню «Темная ночь» в исполнении знаменитого Леонида Утесова. Ее очень любили петь бойцы в минуты отдыха после боя.

(Звучит песня «Темная ночь».)

ВЕДУЩИЙ (2): Труднее всех на войне было детям. Наравне со взрослыми они стояли у станков, пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.

ЧТЕЦ (1):
Очередь длинна.
Стою с другими.
Только до весов добраться мне б.
На тарелке легонькие гири,
На другой —
Такой тяжелый хлеб.
Хлеб…
Он умещался на ладошке.
И покуда ты идешь домой,
С этой пайки
Оберешь все крошки
Да чуть-чуть отломишь
От самой.
Нас, ребят,
Бомбежки не будили.
Но мы знали все —
Идет война!
«На-ше де-ло пра-во-е», —
Твердили,
Словно песню,
Как и вся страна.
Женщины хвалили нас:
«Родные,
Дружно собирайте колоски.
Победим —
Не только что ржаные,
Белые
Спечем вам колобки».
Дни войны,
Ребячьи наши годы —
Сумки с хлебом,
Рваные пимы.
Преодолевали все невзгоды
Наравне со взрослыми
И мы.
В. ТИМИН. Хлеб военной поры

(Ведущий (1) показывает кусочек черного хлеба весом 125 граммов.)

ВЕДУЩИЙ (1): Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а наполовину из клейстера (клея), отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек спас жизни многих людей. Только к марту 1943 года появилась возможность выпекать ржаной хлеб с применением пшеничной муки.

ВЕДУЩИЙ (2): Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Великая Отечественная, самая народная и поистине самая священная из войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему миру. Еще можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.

ВЕДУЩИЙ (1). День Победы — светлый весенний праздник, праздник боевой славы народа-героя, народа-победителя. Это событие вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов славы. Оно и сегодня волнует людские души словами песен и стихов. Оно вечно в благодарной памяти потомков.

(Звучит песня «В землянке».)

ВЕДУЩИЙ (2): Подошел к концу наш вечер поэзии, посвященный Великой Отечественной войне. Прозвучали песни известных композиторов, стихи русских поэтов. Думаем, что они оставили в вашей душе светлые и радостные чувства. До новых встреч!

(Звучит песня «Катюша».)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *