1. Основные умения.
1г. 3мес. — выполняет простую инструкцию без жеста (например: принеси мячик, покажи где), словарный запас в среднем до 6 слов.
1г. 6мес. – умеет показывать по просьбе одну из частей тела, словарный запас от 7до 20 слов.
1г. 9мес. — показывает три части тела, словарный запас более 20 слов, начинает строить фразы из 2 слов
2г. — понимает и выполняет двухэтапную инструкцию, показывает 5 частей тела, словарный запас более 50 слов, строит и использует предложение из 2 слов.
2г. 6мес. – применяет в речи местоимения я, ты, мне.
3г. — словарный запас от 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов, называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под коробку», «положи мячик в коробку».
2. Оценка понимания речи.
20 — 24 мес. — ребенок понимает речь взрослого, понимает, отвечает и показывает на картинках нарисованные действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто бежит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в комнату и принеси мячик»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации и отвечает на поставленный вопрос— «На чем ты сидишь?».
2г.-2г. 5мес – подолгу рассматривает в книгах картинки, внимательно слушает сказки или рассказ, различает цвета и по требованию красит тем карандашом, которым просил взрослый.
2г. 6мес. — 3г. — Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее). Может выучить короткие стихи.
3. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
1 — 2г. — держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги, собирает правильно ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2 — 3г. — Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, кисточкой. Нанизывает бусы.
По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный — хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции).
2,5 — 3 года — переход от кулачного захвата к пятипалому. После пятипалого захвата формируется в 3,5 года щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме).
4. Возрастные особенности развития общей моторики
1 — 2г. — Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда
2 — 3г. — Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
с 1 – до 2 лет — Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий
2 — 3 г. — Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Признаки отставания в развитии
в 2 года
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:
• не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
• не подбирает по образцу 3-4 цвета;
• не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
• не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
• не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;
• не подражает действиям взрослого.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
• не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
• не понимает «хорошо» и «плохо»;
• не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).
2,5 года
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы
• не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов
• не может построить «башенку» из кубиков
• не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях
• не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку
• не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
• не складывает разрезную картинку из двух половинок.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
• не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
• легко отвлекается от любого занятия;
• не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).
Здорово, что сейчас легко и просто можно найти информацию о развитии ребенка. Что должен уметь в определенном возрасте каждый малыш. Я сама мама двух малышей погодок и их развитию уделяю особое внимание. Мы в свои два года очень любим читать, раскрашивать, лепить. Очень много информации я нахожу на просторах интернета. Есть уже и свои любимые сайты, вот например ********. Посмотрите, я думаю вам понравится