Проверка математических представлений
Задание. На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке.
— посчитать от 1 до 10;
— от 3 до 8;
— назвать число, которое стоит перед 5;
— назвать число, которое стоит после 4;
— назвать число, которое стоит между 5 и 7
Задание.
Какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3?
Задание. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка (знать состав числа). В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).
Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры.
Задание. Проверяют, умеет ли ребенок сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).
Задание. Проверяют умение решать простейшие задачки: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?
А также умение решать небольшие задачки, при этом часто используют для условия задачи примеры из жизни. Например: «Посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно?»
«Какую конфету он желает купить — вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?»
Задание. А так же не забудьте, что малыша можно и подловить задачками шутками.
Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».
Примеры таких задачек:
— Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
— Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
— У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
— На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?
— У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?
Задание. Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.
Задание. Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части.
Задание. Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку. Учитель диктует: «одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо». Узоры могут быть и более сложными. Проверяют, насколько хорошо он воспринимает задание на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради.
Задание. «Анализ»
Просят ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку;
Например, части дерева — это ствол, ветки, листья, корни.
Может быть предложен предмет или его картинка, а могут попросить назвать части без наглядности.
Задание.
Противоположной операцией является операция «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.
Например, называют части, а нужно назвать что это. Например: колесо, руль, бампер, капот, дверь и т.д.— это машина
Задание.«Сходство и различие»
Указать сходство и различие следующих пар слов:
Книга — тетрадь
День — ночь
Лошадь — корова
Дерево — куст
Телефон — радио
Помидор — огурец
Самолет — ракета
Стол — стул
Задание. «Поиск противоположного объекта»
Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.
Надо найти противоположные объекты по функции:
«съедобное — несъедобное»,
«полезное — вредное» и др.,
по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.
Задание. «Поиск аналогов».
Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)
Задание. «Аналогии по признакам».
Просят описать предмет, какой он и для чего предназначен. Например: портфель.
Потом предлагают ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).
Задание. Назвать одним словом группу предметов.
Многие конкретные предметы мы называем одним словом.
Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.
Назвать одним словом:
— стол, стул, шкаф — это…
— собака, кошка, корова — это…
— чашка, блюдце, тарелка — это…
— василек, ромашка, тюльпан — это…
Задание. » Определения »
Ребенку предлагается отвечать на вопрос «Что такое?» по поводу предметов. Что такое стул?
— Это на четырех ножках.
— Значит, наша кошка — это стул?
— Нет, стул деревянный.
— Значит, стол — это стул? И т.д.
Задание. «Определение понятия».
Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.
— Кошка — живая. Это животное.
— Птица — это животное?
— Нет, птица на двух ногах.
— Корова — это кошка?
— Нет. Кошка — животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.
Задание. «Высказать мысль другими словами» скажи тоже самое, но другими своими словами
При этом чтобы одни и те же слова не употреблялись, но смысл высказывания не изменялся.
Например: «Я всегда уверен в своей правоте». Другими словами: «Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека», «Я всегда спорю до победы», «Меня невозможно ни в чем убедить» и т.д.
Задание. «Нахождение возможных причин»
Предлагают какую-либо ситуацию. Например: «Мальчик упал и расшиб колено». Затем спрашивают: «Как ты думаешь, почему так произошло?» Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.
Задание.
В руках ребёнка — фигурка из пластилина, из бумаги (картинка аппликация, мозаика). Его задача — описать, как последовательно изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.
Задание. Особенности памяти ребенка проверяют так:
А) Логическая, смысловая память
Подбираются 10 пар слов. Например: луч — солнце, железо — сталь, елка — ветки, год — месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма — не менее 60 %.
Б) тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка — книга, лампа — стена, дрова — краска.
Задание. Тест на развитие памяти.
Зачитывается текст, например приготовления овощного супа и последовательной закладке овощей. Затем у ребёнка спрашивают, в какой последовательности клали овощи в суп.
Задание.
Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например, машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова.
Автор статьи: Субботина Светлана