Главная / Развитие детей / Развитие / Критерии развития / Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Углублённое обследование детей проводится перед поступлением детей в школу (с февраля по май). Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе ориентиром чаще всего служит карта-характеристика. В карте заложены уровни готовности к обучению по следующим параметрам:
— Психологическая и социальная готовность;
— Развитие школьно-значимых психофизиологических функций;
— Развитие познавательной деятельности;
— Состояние здоровья.

Карта-характеристика построена в виде теста. Результаты обследования фиксируют (обводят кружочком) в карте-характеристике. Которую заполняют педагоги, воспитатели и психологи во время тестировании ребёнка.
На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности ребёнка к школе даёт психолого-педагогическая комиссия, которая стоит в основном из психолога, педагога и врача – педиатра.

Карта-характеристика

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

А. Желание учиться в школе:
1) Ребёнок хочет идти в школу
2) Особого желания пока нет
3) Идти в школу не хочет

Б. Учебная мотивация:
1) Осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь новые школьные принадлежности и т.д.)
3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребёнок не видит.

В. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;
1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.
2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.
3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения.
1) Поведение организованное.
2) Поведение недостаточно организованное.
3) Поведение неорганизованное.

Результат после проведения тестирования ребёнка:
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат;
1) Нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет. Речь правильна, отчетлива.
2) В фонематическом строе речи и звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).
3) Ребёнок косноязычен — не умеющий грамотно и красиво формулировать мысли или говорить. Имеет дефект произношения. На лицо у ребёнка расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение (необходимо наблюдение у логопеда).

Б. Мелкие мышцы руки;
1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.
3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами ребёнок работает плохо.

В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­
кость;
1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2) Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3) Ориентация в пространстве, координация движения развиты плохо, неуклюж, мало подвижен.

Г. Координация в системе «глаз — рука»;
1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимая на расстоянии (с доски, с книги).
2) Графический образ, зрительно воспринимаемый с расстояния, переноситься в тетрадь с незначительными искажениями
3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемый с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в
картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей возрастной группы.
3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:
Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций:
Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности:

А. Кругозор:
1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором он живёт, о животных, о растениях, временах года.
2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим .
3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие речи:
1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна.
3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.
3) Уровень активности, самостоятельности достаточно низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1) Ребёнок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняется со стимулирующей помощью взрослого.
3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь. Помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности:
1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологическом поддержке.
3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности:
1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставлять все полученные результаты с поставленной целью.
2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.
3) Результаты усилий ребёнка совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого соответствия.

Ж. Темп деятельности:
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей возрастной группы.
3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:
Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.
Очень низкий – интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем, при оценке большинства показателей 3-м .

4. Состояние здоровья.

1) Особенности развития ребёнка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковы имелись, повлиявшие на развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания).
2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребёнок начал ходить, говорить).
3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность – сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Группа здоровья __________________
Заключение __________________________________________________________
Рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В дополнение к карте-характеристике проводят обследование будущих первоклассников, в основу которого положен принцип достаточного минимума.

2 комментария

  1. Вот спасибо! Давно искала карту, очень нужная информация.

  2. Я считаю, что перед тем, как ребёнок пойдёт в школу, он должен уже иметь первоначальные и базовые знания, например, как вести себя в обществе и т.д., родителям нужно приложить усилия, чтоб научить ребёнка, тем более, что для этого существуют ряд мероприятий, которые будут очень полезны для детей, можно ознакомиться например детально на детской портале «********».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *